Проблемы с качеством IP-телефонии и методы их решения

Общая информация

Вы настроили телефонию, протестировали звонки, все вроде бы работает хорошо, но иногда возникают проблемы с качеством звука, нестабильностью вызовов, односторонней слышимостью и т.д.

Рассмотрим основные причины плохого качества VoIP звонков и способы улучшения связи.

Интернет-соединение

Плохой интернет — это главная причина неудовлетворительного качества связи при использовании IP-телефонии. Интернет всегда влияет на связь, поэтому при выборе провайдера обращайте внимание на такие показатели как надежность и стабильность, а также степень задержки пакетов. Для качественных звонков минимальное значение задержки сигнала - 150 мс в одну сторону (300 мс для междугородних звонков). Проверьте свою сеть перед звонками и, если видите, что задержка превышает рекомендуемые пределы, обратитесь к своему провайдеру для ее уменьшения. Также, если вы используете DSL, ADSL или VDSL интернет, необходимо через провайдера отключить чередование пакетов (interleaving). Это позволит уменьшить ваш пинг на 10-40 мс, что может составлять до 50% от общей задержки.

Рекомендуем протестировать выбранного интернет провайдера перед заключением договора.

Оборудование

На качество IP-телефонии также может влиять ваш роутер. Большинство моделей из-за медленной работы плохо передают трафик в реальном времени. Такие роутеры могут зависать, что влечет за собой задержки и потери IP-пакетов.

Если ваш роутер поддерживает функцию Quality of Service (QoS), которая позволяет обеспечивать приоритет одного трафика над другим, и соответственно установить стабильно высокое качество требуемого соединения, то включите ее для своего SIP трафика.

Если на вашем роутере используется фильтрация трафика, убедитесь, что в настройках firewall открыт доступ для сервера телефонии:

sip.clientbase.ru порт UDP 5060, диапазон UDP портов: 10000-20000.

В версии 2.0.5 программы «Клиентская база» для преодоления барьера адресной трансляции (NAT) используется технология STUN. В связи с этим для обеспечения двусторонней слышимости необходимо на своем роутере дополнительно открыть доступ со следующих IP-адресов:

  • stun.l.google.com порт UDP 19302
  • stun.ekiga.net порт UDP 3478
  • stun.sipnet.ru порт UDP 3478

Wi-Fi

Для стабильной связи рекомендовано использовать проводной Интернет. Использование Wi-Fi для звонков может быть еще одной из причин возникновения проблем с качеством IP-телефонии. Дело в том, что на сетях Wi-Fi часто происходят задержки из-за пересечений частотных каналов. Для улучшения качества связи при использовании Wi-Fi необходимо перейти на частоту 5Ггц и отрегулировать настройки QoS своей точки доступа — настроить приоритет VoIP трафика в сети. Это поможет решить множество проблем, причем не только с IP-телефонией.

Настройки SIP

Если вы для звонков используете софтфон или аппаратный SIP-телефон, отрегулируйте настройки SIP для установки максимального качества. Для более качественной передачи голоса нужно выбирать кодеки с высоким битрейтом. Рекомендуемыми кодеками для связи являются - кодеки G.711 alaw, G.711 ulaw. При этом, стоит отметить, что этому кодеку требуется 80 кбит/с трафика для одного звонка. Такой трафик могут обеспечить только быстрые мобильные сети.

Заключение

Если у вас возникли проблемы с подключением или совершением вызовов, в первую очередь стоит выполнить следующий порядок действий:

  1. Проверить правильность подключения VoIP устройства к сети Интернет.
  2. Перепроверить наличие доступа к сети интернет через VoIP устройство. Можно попробовать открыть сайт в браузере.
  3. Проверить доступ программы «Клиентская база» к интернету.
  4. Проверить настройки своей системы, не блокирует ли одно из устройств передачу голосовых пакетов.
  5. Проверить доступность сервера телефонии sip.clientbase.ru. Для этого можно войти в командную строку, нажав кнопку «Пуск» - «Все программы» - «Стандартные» - «Командная строка», далее выполнить команду: ping sip.clientbase.ru. Затем нажмите Enter и утилита начнет отправку текстовых пакетов, при этом будет выводиться построчно отчет о каждом полученном ответе. По завершении процесса в окно терминала будет выведено количество отправленных пакетов, процент потерь, а также среднее время между отправкой и получением. Для качественной работы IP-телефонии необходимо, чтобы процент потерь пакетов не превышал 5%. В этом случае потери будут не заметны на слух. Обычно потери пакетов составляют менее 1%.
  6. Если используется механизм работы телефонии через подключение IP-телефонов, важно обратить внимание на определение портов для каждого устройства. Некоторые модели сетевого оборудования реализуют NAT таким образом, что повторение локальных портов приводит к путанице. То есть, к примеру, устройства располагающиеся в одной сети используют один и тот же порт сигнализации 5060. По этой причине звонки могут не стабильно работать на таких телефонах. Из всех имеющихся устройств может работать только одно в сети. Для того, чтобы решить сложившуюся ситуацию, необходимо разнести эти локальные порты сигнализации для каждого устройства. То есть к примеру в IP-телефоне для каждой учетки в настройках EXT в параметре SIP Settings разнести порты. Для 3 сипов задаем разные порты следующим образом:

1450335478_8993
SIP1

1450335502_175
SIP2

1450335529_6844
SIP3